Почему ребенок 5 лет быстро устает на тренировке?
Как раз на эти вопросы есть ответы в книге
Л.Е.Пензулаевой "Физкультурные занятия с детьми 4-5 лет"
М.:Просвещение,1986.-112с.
1.Опорно-двигательный аппарат находится в такой фазе
развития, что ребенок не может длительно выполнять
физические упражнения. Мышцы еще относительно слабые,
мышечная выносливость небольшая.
Совет Пензулаевой: " ... Физические нагрузки необходимо
строго дозировать. Ходьба на лыжах, например, не должна
превышать 15-20 минут с перерывом на отдых (2-3 минуты)...В
хорошие летние дни можно совершать прогулки на расстояния
не более 2-3км при условии обеспечения короткого отдыха
через каждые 2о минут..."
Вывод: специалисты советуют отдыхать каждые 20 минут -
имено это и делает ребенок. Наверно в его возрасте так и
должно быть.
2.Особенности органов дыхания по Пензулаевой:
"...Если у детей 2-3 лет преобладал брюшной тип дыхания, то
к 5 годам он начинает заменяться грдным. Это связано с
изменением объема грудной клетки. Несколько увеличивается
жизненная емкость легких (в среднем до 900-1060 см куб.).
В то же время строение легочной ткани еще не завершено.
Носовые и легочные ходы у детей сравнительно узки, что
затрудняет поступление воздуха в легкие. Поэтому ни
увеличивающиеся в возрасте 4-5 лет подвижность грудной
клетки, ни более частые, чем у взрослого, дыхательные
движения не могут обеспечить полной потребности ребенка в
кислороде.
Учитывая относительно большую потребность детского
организма в кислороде и повышенную возбудимость
дыхательного центра, следует подбирать такие гимнастические
упражнения, при выполнении которых дети могли бы дышать
легко и без задержки..."
Вывод: органы дыхания на самом деле не могут обеспечить
организм ребенка нужным количеством кислорода. А ускорить
развитие органов дыхания я думая не возможно, наверно
просто придется ждать когда Федя подрастет и сможет
соответствовать вашим требованиям.
Из других книг:
В.Н.Шебеко, В.А.Шишкина, Н.Н.Ермак
"Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях",
Минск:Университет,1998.-184с.
"Контроль за дыханием.
Во время выполнения физ. упр. частота дыхания возрастает,
так как повышается потребность работающих мышц в кислороде.
Гимнастические упражнения делают дыхание более глубоким и
ритмичным, укрепляют дыхательные мышцы, развивают грудную
клетку.
В то же время правильное дыхание обеспечивает более высокую
работоспособность мышц, так как продукты распада
эффективнее удаляются из организма во время
продолжительного или энергичного выдоха. В противном случае
углекислота, накапливающаяся в мышцах, будет снижать их
возможности.
Дыхание должно быть согласованным с двигательными
действиями. Упражнения, способствующие расширению грудной
клетки должны соответствовать вдоху (поднимание рук вверх,
отведение в стороны и назад, прогибание в любом исходном
положении). Упражнения при которых грудная клетка
уменьшается в размере должны выполняться на выдохе (все
группировки тела, наклоны, приседания, подтягивания,
поднимание ног и др.)
Вдох надо делать через нос."
Вывод: надо правильно дышать. Под правильным дыханием, как
мне кажется, авторы подразумевают ритмичное дыхание, выдох
должен быть в два раза дольше вдоха, вдох через нос, а
выдох через рот при физ. активности, соответствие
упражнений вдоху и выдоху.
В.Г.Фролов, Г.П.Юрко,
"Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного
возраста",
М.:Просвещение,1983.-191с.
" При выполнении физ. упр. следует научить детей правильно
дышать, особенно если эти занятия на открытом воздухе.
Углубленное дыхание, естественно, появляется при выполнении
различных физ. упр. В покое у дошкольников дыхание более
поверхностное (это объясняется анатомо-физиологическими
особенностями органов дыхания), поэтому и доставка
кислорода органам и тканям меньше. При систематической
тренировке вырабатывается стереотип, обеспечивающий
правильное, ритмичное сочетание глубокого дыхания с
движениями. Во время занятий на воздухе надо приучать детей
к дыханию через нос, рот и сочетанию дыхания с движением.
В холодное время года больше внимания следует уделять
носовому дыханию. Но в то же время не надо бояться, когда
при беге, ходьбе или выполнении других упражнений, при
произвольном дыхании дети дышат ртом. Как правило, дыхание
через рот чередуется с носовым дыханием, и поток холодного
воздуха сменяется теплым, согретым и очищенным при
прохождении через носовые ходы воздухом. Это является
хорошим закаливающим средством.
Постепенно у детей вырабатывается ритмичное и глубокое
дыхание; они дышат не только ртом, но и носом, и
эффективность носового дыхания увеличивается."
По поводу задерживания дыхания: не думаю что это повлияет
на способность дольше выполнять физ. упражнения. Ведь это
тренирует устойчивость организма к гипоксии, а не улучшает
их кровоснабжение.
В плавании это один из главных элементов тренировки. Во
время вдоха в плавании (кроме плавания на спине) сильно
снижается обтекаемость тела и очень увеличивается
сопротивление, голова при повороте в сторону или подъеме
вверх очень тормозит пловца. И поэтому чем меньше он
сделает вдохов, тем выше его скорость. Спринтеры на заплыве
50 метров вообще не должны дышать. Только для этого юных
пловцов и учат длительной задержке дыхания.
Примерные нормы задержки дыхания: 6-7 лет - 15-30 сек
8-10 лет - 30-60 сек
далее кто как сможет
в среднем пловцы мальчики (12-15лет) - 2мин, девочки 90сек
а что может быть до 6 лет я не знаю.
Но, я думаю развивать это качество все равно полезно. Когда-
нибудь пригодится...
Восхождения по лестнице, наверно, могут развивать
выносливость. Но мне кажется детям лучше не бегом, а шагом.
Ведь при ходьбе по лестнице мышцы то же работают,
активизируется кислородно-транспортная сисетма, дыхание
учащается, должно углубляться, организм тренируется. А при
беге происходит то же, но на предельных возможностях -
кислорода не хватает, мышцы не справляются с нагрузкой,
контролировать глубину и ритмичность уже нет сил.
Не даром ведь существует Гарвардский степ тест, основанный
на восхождении на ступени разной высоты и в разном темпе,
созданный для определения физической подготовленности
человека. В лечебной ФК также часто применяют такое
упражнение, как ходьба по обычной лестнице.
А в плавании постановка дыхания очень просто делается. Как
только ребенок научился лежать на воде его учат работе ног
и через 5-8 занятий начинают обучать согласованию дыхания с
работой ног. Движения ног обычно у детей относительно
ритмичны (сейчас рассматривается только плавание кролем на
груди). Инвентарь - пенопластовая доска, размером не меньше
чем формат А4. Ребенок лежит на животе, одна рука держит
доску за край, другая прижата к бедру, голова опущена в
воду, ноги работают кролем. Надо научить ребенка делать
вдох всторону (ни в коем случае не вперед, при поднимании
головы вверх ноги опускаются вниз и ребенок начинает
опускаться под воду, пытаясь судорожно залезть плечами на
доску что-бы не утонуть). Главная ошибка, которая
обязательно сначала появиться у ребенка - при попытке
сделать вдох ребенок сгибает руку, которая держит доску и
пытаетя на нее залезть, при этом он доделывает выдох,
делает несколько вдохов и выдохов, и только потом решается
выполнить то, что от него просят.
А просят от него вот что:
"...Ноги сильно-сильно работают. Повернуть голову быстро
сделать вдох через рот и сразу начать делать выдох в воду
через рот и немного через нос. Вдох делаем на 1 счет, а
выдох на 6. Выдохнуть из себя весь воздух и только тогда
повернуть голову для быстрого вдоха и сразу опять выдох..."
Примерно так мы объясняем детям. Еще есть такая
формулировка для объяснения соотношения вдоха и выдоха:
" вдох, выдох, выдох, выдох, выдох" при этом слово "вдох"
произносится очень быстро, а "выдох" - долго и распевно.
Обязательно следить чтобы рука, которая держит доску была
прямой, иначе нарушается горизонтальное положение тела в
воде.
Почему выдох на 6 счетов? Для перестраховки, ведь до 6
можно сосчитать и за 2 секунды и за 10. Если ребенка
попросить считать на выдохе до 2-4 он почти сразу вынет
голову из воды для вдоха. А считание до 6 обеспечит более
или менее продолжительный выдох. Соотношение вдоха и выдоха
примерно 1:3. И вдох и выдох должны быть глубокими.
Наши тренеры практиковали такую методику - если голова на
вдохе задержалась для ненужных побуждений - удар палкой по
голове. По резиновой шапке такой удар не болезненный, а
понять что к чему помогает.
А еще можно делать выдох на 6-12 ударов ног.
Надо просить выдыхать ребенка сильно, чтобы преподаватель
сверхк видел его пузыри воздуха у головы, и чтобы сам
ребенок видел и слышал свои пузыри. Даже если ребенок
нормально выдыхает, в первое время лучше ему говорить "Где
твои пузыри? Я их не вижу! Сильнее выдыхай" - пусть лучше
он выдыхает быстрее и сильнее, чем на положенных 6 счетов,
но малюсенькой струйкой.
Таким образом такое упражнение учит глубокому дыханию,
активному выдоху через рот, ритмичному дыханию. Быстрый
вдох в условиях повышенного давления воды на грудную клетку
хорошо развивают дыхательные мышцы, и в условиях на суше
ребенку совершенно легко дышать. Это похоже на ношение
рюкзака 20-40кг. Идешь с ним - привык, вроде не тяжело, а
когда снял - так легко, как-будто летишь, а не идешь.
Если ребенок ответственный и будет выполнять выдох на
положенных 6 счетов и достаточно сильно, он будет
обязательно делать глубокий вдох, иначе ему нечего будет
выдыхать потом на счет 5 и 6.
Вот примерно так и ставится дыхание в плавании. А потом,
когда ребенок научится плавать кролем на груди - следующий
этап в обучении дыханию. По классике дыхание в кроле на
груди должно быть 3/3, т.е вдох на каждый третий гребок -
1-ый гребок голова опущена выдох, 2-ой гребок голова
опущена выдох, а на 3-ий гребок голова повернулась в
сторону и сделала быстрый вдох.
На 3/3 плавать легко, но тренер дает задание плавать на
5/5, 7/7 и 9/9. Применяются только нечетные цифры - чтобы
вдох влево чередовался с вдохом вправо. Если вдох будет
только в одну сторону пловец будет искревляться в ту
сторону и отклоняться от прямолинейной траектории. Дышать
9/9 очень тяжело, уже на 6-7 гребках хочется вдохнуть, а
надо так расчитать запас своего воздуха, чтобы хватило на 9
гребков. Выдохнешь все раньше - придется плыть на
задержанном дыхании а это очеь тяжело. Не успеешь
выдохнуть - придется выдыхать не в воду а в воздух на
вдохе, а времени на вдох и так мало.
Важный аспект для детей: выдыхать в воде надо через нос
тоже, особенно при нырянии, кувырках и других перемещениях
тела в воде. Это помогает избежать попадания воды в нос -
выходящий из носа воздух не пускает туда воду.
Всего хорошего.
Тамара Анохина