3. Сухин Игорь Георгиевич
(19.04.2001 15:04)
E-mail
Авторам сайта "Ранний старт" Идея Вашего сайта замечательна. Я не так давно осваиваю возможности сети Интернет, но уже успел понять: подобных материалов там почти нет. Теперь перейдём к шахматам. Исправьте, пожалуйста, фамилию автора пособия "Малыши играют в шахматы". Это не Гальперин, а Гришин, а вот с Вашей оценкой этой книги я согласен. А вот когда, говоря о возрасте до 3-х лет, Вы пишете: "В шахматной литературе обучение в этом возрасте не обсуждается", то здесь хочется немножко пошутить: "Родина и Народ не знают своих героев". Вопросы методики обучения дошкольников азам шахматной игры – та область, где отечественные специалисты являются мировыми лидерами. Интересные разработки есть в различных регионах (достаточно полистать журналы "64 – Шахматное обозрение" за последние 30 лет). Но для двухлетних детей шахматные учебники написаны пока только мной (если я ошибаюсь – поправьте). Методику обучения малышей впервые я привёл в книге "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет: Книга-сказка для совместного чтения родителей и детей" (И.Г.Сухин. М.: Новая школа, 1994 – 160 с.).
В журнале "МАТЕРИНСТВО" (ЯНВАРЬ 1997, с.110) в разделе "Сумеет каждый!" аналитической статьи доктора филологических наук, кандидата в мастера спорта Бориса Ланина приведён подробный разбор этой работы. С Вашего позволения приведу его здесь: "Если ваш маленький ребенок не только не умеет играть, но даже не знает, как ходит та или иная фигура, больше всего вам подойдет книга Игоря Сухина «Волшебные фигуры» (1994). В ней есть не только система, апробированная на собственных детях автора. Эта книга привлекает меня тем, что предлагает не «играть в шахматы», а играться шахматами. Глава «Начальное положение» – лишь тридцатая и последняя! «Как же так, – удивится читатель, – не научившись расставлять фигуры, ребенок не научится играть. О чем серьезном может идти речь, если даже фигуры еще не расставлены!» Но в том-то и дело, что «Волшебные фигуры» – это книга-сказка, и в ней не просто рассказывается о шахматах некоему абстрактному ребенку, а ведется увлекательный рассказ-игра, игра-сказка, в которой участвуют Буратино и Дюймовочка, Незнайка и Карандаш, Самоделкин и Гурвинек. Детям куда интереснее будет встретиться со старыми друзьями, чем догадываться, почему ферзь называется ферзем, а шахматный слон не имеет хобота. Если К. И. Чуковский написал книгу «От двух до пяти», то И.Сухин хотел бы создать методику преподавания шахмат малышам этого возраста. Его авторская методика – следует заметить, уникальная и не имеющая в мире аналогов – в общих чертах уже излагалась в быстро разошедшейся книге «Приключения в Шахматной стране» (1991). В «Волшебных фигурах» он предлагает один из ее вариантов. В стиле изложения, в замечательно придуманных заданиях, в забавных диалогах чувствуется педагог не только по образованию и роду занятий (Игорь Сухин – научный сотрудник одного из институтов Российской академии образования), но прежде всего – по происхождению. Родился человек прекрасным педагогом, и судьба дала ему возможность раскрыть это свое призвание. Он тонко чувствует особенности детского возраста, и в предисловии поясняет, почему он строит обучение двухлетних детей иначе, чем, скажем, трехлетних, в чем разница их восприятия шахмат и игры вообще. Многие родители думают: «Как же будет играть мой ребенок, такой шумный и динамичный?» А другие сомневаются: «Как же сумеет бороться за победу мой малыш, такой кроткий и беззащитный?» «Сумеет каждый!» – отвечает им И.Сухин, только «шустриков» нужно обучать иначе, чем «мямликов», и все будет в порядке. Играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски – тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Мне кажется, что это тоже очень хороший методический прием. Не откладывайте обучение своего ребенка шахматам: промедление ничем фатальным не грозит, но чем раньше начнет ваш ребенок мыслить, тем раньше он начнет и выигрывать". Такова оценка Б.Ланина, и я счастлив, что мои идеи получили поддержку. К сожалению, из-за большого объёма книги "Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2–5 лет" издателем был исключён очень важный раздел "Странички из дневника", в котором были приведены основные проблемы, возникающие при обучении двухлетних детей и конкретные пути их разрешения. К счастью, этот раздел удалось привести в книге «Удивительные приключения в Шахматной стране» (И.Г.Сухин. М.: Поматур, 2000, 176 с.). Если это интересно, вот список моих книг для детей по шахматной тематике: 1. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 2. La bolsita magica del ajedrez. El ajedrez para los mas pequenos. (На испанском языке. Волшебный шахматный мешочек. – Совместное издание центра Маркота и Международной Академии шахмат Г.Каспарова. Испания, 1992, с предисловием Г.Каспарова). 3. Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет. – М.: Новая школа, 1994. 4. Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998. 5. Шахматы, первый год, или Учусь и учу. – Обнинск: Духовное возрождение, 1999. 6. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000. 7. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, 2000.
Хотелось бы в ближайшее время создать на Вашем сервере "Народ.ру" свой методический сайт с условным названием "Занимательные и методические материалы из книг И.Г.Сухина: от скороговорок до шахмат", в котором привёл бы собственные разработки по следующим разделам "Забавная математика, весёлая грамматика, литературные викторины, тесты, кроссворды, головоломки, загадки, сказки, фокусы, библиография, уникальная шахматная методика" и многое другое, адресованных для детей, родителей, массовиков, учителей, методистов, библиотекарей, логопедов и шахматных педагогов). Однако для авторов нашего поколения (50-гг.) очень непросто освоить все компьютерные премудрости. Вот, к примеру, многие мои тексты – в Лексиконе, и когда я пытаюсь переводить их в Ворд, то теряются шрифты и кроссвордные сетки. Или ещё – с помощью Ворд-97 легко перебросить в HTML простые тексты, расположенные на одной странице (вроде бы это считается дурным тоном, но большего мне не осилить; непонятно, как связывать отдельные страницы), а вот кроссвордные сетки и шахматные доски при этом "летят" и т.д. и т.п. Если лет 5 этому посвятить – понять можно, но есть много других методических идей, ждущих реализации… Если это Вам интересно, для сайта "Ранний старт" можно было бы предложить серию публикаций по материалам книги "Волшебные фигуры" Они более симпатично выглядели бы с досками и фигурами, но как их нарисовать? Контактный телефон в Москве: 966-79-48. Адрес электронной почты: suhin_i@mail.ru.
С уважением, И.Г.Сухин – научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, автор методики обучения шахматным азам детей с возраста 2-лет, официального факультативного курса для начальной школы "Шахматы – школе", автор более 30 популярных книг. Тематика: занимательная математика, шахматы, скороговорки, сказки, литературные викторины, тесты, кроссворды. Более 10 книг рекомендованы Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Преподаю шахматы детям 3 – 6 лет в московской мини-школе "Знайка-М".
|