При катании на коньках задействованы почти все группы мышц ног, брюшного пресса, спины. Поэтому перед началом обучения следует укрепить их с помощью специальных упражнений, выполняемых в игровой форме (приседания, подскоки, "гусиный шаг", прыжки из глубокого приседа). Хороший тренажер - велосипед и скакалка.
Перед выходом на лед желательно провести легкую разминку, включающую эти упражнения.
При выходе на лед - главное дать ребенку почувствовать скольжение, т.к. на коньках катаются, а не ходят и не бегают на них. Для этого можно повозить ребенка на буксире, когда вы бежите по льду (или едите на коньках), держа за спиной веревку за которую держится ребенок. При этом ноги у ребенка на ширине плеч и слегка согнуты, спина прямая и чуть наклонена вперед.
Важно, чтобы ребенок сам держал равновесие, поэтому для буксира используется веревка или клюшка, а не ваши руки, на которых ребенок может просто повиснуть.
Обучение движению по прямой:
Движения начинаются из основной стойки, толчковая нога поворачивается относительно линии движения на
45° (угол между льдом и лезвием конька) и выпрямляется, осуществляя толчок всей поверхностью конька от льда. Само скольжение происходит на другой полусогнутой ноге (не толчковой), под углом 45° к линии движения. Второй толчок делается из конечной фазы скольжения - нога выпрямляется, а первая выносится чуть вперед, немного сгибается в колене и на нее же переносится вес тела (в момент толчка).
Сначала следует делать все по разделениям, фиксировать как можно дольше каждую фазу движения. Затем, при освоении азов техники, можно увеличивать темп движения.
Характерные ошибки: прямая опорная нога, толчок носком. Следует сразу обратить на них внимание, чтобы они не закрепились. Объясните ребенку, что чем ниже центр тяжести, тем устойчивее положение.
Обучение торможению:
Для торможения используется следующий прием - поворот коньков на 90° по отношению к линии движения с отклонением тела в противоположную сторону.
Начинать отрабатывать торможение надо на небольшой скорости, т.е. сделав 2-3 шага попробовать остановиться. Прием должен исполняться как в одну, так и в другую сторону. Постепенно скорость движения следует увеличивать. Особое внимание ребенка следует обратить на то, что чем выше скорость, тем больше надо отклонять туловище во время торможения.
Обучение виражам:
Вираж - это резкий поворот, выполняется на большой скорости. Для выполнения этого маневра следует выставить одну ногу немного вперед (ту, в сторону которой делается поворот), корпус наклоняется в сторону поворота. Чем выше скорость и и круче наклон, тем резче и круче поворот. Тренировать вираж надо в обе стороны.
Характерные ошибки: выводится вперед не та нога, выпрямляются ноги при входе в вираж (чем ниже посадка, тем легче сохранить равновесие).огах. Можно попробовать совместить скольжение на буксире вместе с работой ног, постепенно, исключая буксир.
Обучение начинается из движения спиной вперед, только нога (правая при движении влево и левая при движении вправо), сделав толчок, заносится за опорную ногу (внутрь круга) и вес тела переносится на нее. Другая нога делает шаг назад - в сторону (в круг) и нагружается. Скольжение осуществляется в основном на "внутренней ноге".
Начинать обучение тоже целесообразно с помощью буксира, т.к. без начальной скорости обычно ничего не получается.
Изучив эти основные приемы движения на коньках, можно переходить к связкам этих движений: переход от движения лицом вперед к движению спиной вперед и обратно; рывки с торможением и разворотом; челночный бег со сменой способов передвижения; различные "улитки" (лицом вперед > торможение > перебежка назад > вперед > торможение > просто назад).
Для закрепления плохо получающихся приемов, хорошо играть в пятнашки с "домиком", где "домик" - выполнение оговоренного приема. Так же хороши пятнашки на ограниченном пространстве - они стимулируют частое выполнение различных маневров из-за нехватки места.
Можно работать с секундомером, т.е. засекать время выполнения определенного упражнения.
Работа с клюшкой:
На первых этапах клюшка нужна что бы занять руки и привыкнуть кататься с ней. Если ребенок уверенно стоит на коньках, можно начинать работать с клюшкой.
Сначала надо просто контролировать шайбу стоя на месте. Затем, двигаясь по прямой на небольшой скорости и перекладывая шайбу слева направо, вперед - назад и по диагонали с различной шириной размаха.
Контроль над шайбой во время маневров тренируется на "восьмерке" и "змейке", при этом, крюк клюшки должен как бы накрывать шайбу, а носок как бы все время опережать ее.
Упражнения для совершенствования владения клюшкой:
1. Обводка тени (на месте) - похоже на бой с тенью в боксе. Т.е. быстрое выполнение определенной серии приемов ведения шайбы (из стороны в сторону, с разной амплитудой, диагональное, вперед - назад, ведение с боку).
2. Обводка тени в движении:
То же, что и на месте, только хоккеист двигается на ограниченном пространстве.
3. Контрольная дистанция:
Обводка препятствий, которая может закончиться броском или пассом.
4. Ведение шайбы "вслепую" - т.е. по возможности не глядя на шайбу.
5. Поворот:
Со стойки ноги вместе игрок медленно поворачивается на месте, все время стараясь держать шайбу на клюшке. Следует делать по 2-3 поворота в каждую сторону
6. Работа в паре:
Один пытается обыграть другого (варианты 1:2 и 1:3) на ограниченном пространстве.
Мой сын уже четвертый год занимается хоккеем в группе. Но у нас под окном
замерзает пруд, и всю зиму мальчишка ходит в секцию , а потом еще играет с
большими парнями во дворе. И непонятно, что из двух этих занятий дает ему
больше. Я думаю, что сочетание. По телевизору выступал Фетисов и еще кто-то
из нхаэловцев и говорил, что все они пришли из дворового хоккея. А сейчас
дворового хоккея нет, и ребята в нашей школе какие-то слишком стертые
что-ли, нет оригинальных игроков. А все дело в том, что они все время под
надзором тренера, все время каждый шаг под контролем. А на пруду он и со
взрослыми поиграет, и с ровестниками, и успевает попробовать на больших, но
не очень умелых ребятах всё, чему он научился в группе. И подерется и
побалуется - ему никто слова не скажет. Да еще сам ездит с лопатой и
убирает снег- вот это школа как раньше. А потом он возвращается в группу и
там себя чувствует как в санатории- ветра нет, не холодно, убираться тебя
там не заставят, не забывай только ходить по струночке.
Только вот уличного задора там нет, а без задора великого мастера создать
невозможно.
Сергей Гончаров, 34 года.