Показатели физического интеллекта

  Главная
  Страница редактора
  Общие принципы
  раннего развития
  Первый год
  Устройство детской
  комнаты
  Развитие ума
  Развитие силы и
  выносливости
  Развитие гибкости,
  гимнастика, акробатика
  Вестибулярный аппарат
  Здоровье
  Психология
  Мяч
  Бег
  Циклические виды
  спорта
  Игровые виды спорта
  Спортивные
  единоборства
  Плавание
  Шахматы
  Склон
  Спорт и музыка
  Другие виды спорта
  Тренировка
  Таблицы достижений
  и рекордов
  Спортивные школы
  Лечимся спортом
  sport for disabled kids
  История старта
  спортивных звезд
  Спортинвентарь для
  дошкольников
  Подвижные игры для
  дошкольников
  Библиография и
  книжный магазин
  Словарь
  Гостевые и форум
  Письма читателей
  Разное
  Организационные
  вопросы
  Ссылки
  Реклама
Rambler's Top100 TopList

Адрес для связи: kidsport@narod.ru

Легко можно себе представить, что сейчас вашему ребенку уже не месяц и даже не год. Вы захотели с ним активно заниматься, несмотря на то, что много времени уже потеряно.Прежде всего необходимо выяснить, какого этапа своего развития достиг ваш ребенок. Доман сопроводил свою книгу о физическом развитии детей специальной таблицей, которая до русского читателя не дошла. Таблица эта называется "контур развития". Этот контур начинается с хронологического возраста, который делится на семь стадий и дан в месяцах (до 72 месяцев, то есть, шести лет). Существуют основные показатели так называемого физического и мануального (развитие рук) интеллекта, по которым можно определить, на какой стадии находится ребенок.

Напоминаем, что каждая из ступеней означает включение следующего уровня мозга, который начинает контролировать самые сложные на сегодняшний день движения.

Стадия 1. Медулла (костный мозг). Показатели: движения рук и ног при неподвижности тела. Возраст: момент рождения

Стадия 2. Управление принимает участок мозга, называемый понс ("мост"). Показатели: ребенок начал ползать (перемещаться в пространстве) и сознательно разжимать ладонь. По Доману, дети в среднем достигают этого уровня в 2,5 месяца. Пожалуй, это единственный показатель Домана, который нам непонятен. Нам кажется, что для Европы этот возраст "среднего ползанья" наступает гораздо позднее.

Стадия 3. Управление переходит к среднему мозгу. Ребенок встает на четвереньки и начинает сознательно поднимать предметы. Средний возраст: 7 месяцев.

Стадия 4. Участок "первоначальной коры" головного мозга. Ребенок пошел. Он овладел способностью брать мелкие предметы большим и указательным пальцами.Это действие называется "корковым противопоставлением".В среднем дети достигают этой стадии в 12 месяцев.

5. Кора головного мозга на ранней стадии ("ранний кортекс"). Ребенок ходит, держа в руках предмет, не используя руки для балансирования. Он научился поднимать различные предметы двумя руками одновременно. Возраст: 18 месяцев.

Стадия 6. "Первобытная кора". Ходьба и бег с помощью перекрестного способа движения (левая рука и правая нога впереди, правая рука и левая нога позади; потом наоборот). Ребенок использует одновременно обе руки, причем одна из них помогает другой (какая-то рука начинает преобладать и становиться доминантной). Нормальный ребенок достигает этого в 36 месяцев. Мы еще не описали все стадии, но в этом месте должна быть оговорка. Мы пишем книгу о ребенке до трех лет. Обычный ребенок, с которым не производятся специальные занятия, в этот момент добирается до шестой стадии. "Домановский ребенок" достиг ее еще полтора года назад.

Стадия 7. Переходим к взрослой "развитой коре". Показатели: использование одной ноги в качестве опорной, использование при письме доминантной руки. Возраст: 72 месяца (шесть лет).Это вехи пути ребенка, с которым специально ничем не занимаются. Видимо, большинство из нас выросло по этим данным. А вот результаты, которых может добиться любой ребенок, занимающийся по системе Домана:

2-я стадия: 5 недель

3-я стадия: 3,5 месяца

4-я стадия: 6 месяцев вместо 12

5-я стадия: 9 месяцев вместо 18

6-я стадия: 18 месяцев вместо 36

7-я стадия: 36 месяцев вместо 72

Таким образом, средний результат ускоренного развития - вдвое выше обычного. Есть еще сверхспособные дети или их сверхспособные родители, которые добьются еще больших успехов. В таблице Домана есть еще рубрика "мировой рекорд" для каждой стадии, но эти феноменальные результаты относятся к области экспериментов, а мы пишем о стабильных показателях, которых добиваются сотни тысяч "домановских" детей. То, чего мы, без каких-нибудь сверхусилий, только последовательными занятиями смогли достичь сами, может быть "экспериментом" только для отдаленных сел Ирана.

"Для чего все это нужно?" - остановимся еще раз на этом материнском вопросе. Лет двести назад таким же наивно-естественным был вопрос, для чего нужно учить ребенка читать. Ведь никто в нашей деревне (городе, стране) не читает! Мы считаем, что не нужно ориентироваться на то, что делает (и чего не делает) "население". Волновать вас должно только то, что будет естественной, не тяжелой программой для вашего ребенка. Так вот, ползать с первых дней жизни для ребенка (котенка, слоненка и других млекопитающих) не является "неестественной нагрузкой". А все остальные этапы из этого вытекают.

Давая таблицу Домана, мы приводим только данные по мануальному и двигательному развитию, но есть еще таблицы для развития зрения, слуха, тактильной чувствительности и языковых навыков: они проходят те же стадии. Мы должны еще добавить, что в своей работе с ребенком мы не стремились скорее добраться до последней стадии, решив развивать оба полушария мозга, а это чуть задерживает развитие.

Сравнивая достижения вашего ребенка с таблицей в предыдущей главе, вы можете примерно представить, существует ли отставание от потенциальных возможностей ребенка и насколько оно велико. Компенсировать его в первые шесть лет жизни не только возможно, но и не слишком сложно, если продуманно, последовательно и постоянно заниматься, тогда как в дальнейшем это опережение в спортивных шансах компенсировать невозможно никакой работоспособностью. Помните, что чем быстрее ребенок совершенствуется физически, тем интенсивнее развивается его мозг, и дополнительным резервом для усовершенствования движений является рост интеллекта ребенка. Чемпионы будущих лет - это прежде всего большие умницы.

Конечно, на каждом этапе, наверстывая упущенное, вам придется ставить перед собой разные задачи - в зависимости от цели каждой стадии, от того, что ребенок уже умеет и какого он возраста. Может быть, его несоответствие возможностям возраста будет непропорциональным: общая мобильность высоко развита, а мануальные навыки "отстают" или наоборот... Никому не под силу предугадать и описать все варианты, которые могут возникнуть в действительности, поэтому можно попытаться сформулировать только некие общие положения, если таковые вообще существуют.

Прежде всего, ваша деятельность должна иметь цель: составьте себе план (лучше всего письменный),выясните, что ребенок к этому моменту должен уметь, чему сейчас необходимо научиться, какие упражнения на данном этапе являются ведущими. Вернитесь к тем стадиям, которые уже пройдены, вспомните, как они выглядели.

Многие авторы пишут, что нет ничего страшного в том, что ребенок не ползал, а сразу в какой-то момент пошел. Скорее всего, это неверно. Доман придает невероятное значение ползанью. Он считает, что стоит отвергнуть этот вид подвижности - и могут возникнуть последствия, о которых мы даже не предполагаем. Существует сильнейшая взаимосвязь между способностью к ползанью и способностью фокусировать взгляд на ближайшей точке. "Ближнее" зрение, которое помогает ползать, - это то же зрение, с помощью которого мы рисуем, пишем, читаем, лепим. Доман утверждает на основе многочисленных исследований, что первобытные народы,в жилищах которых нет полов, (и их младенцы поэтому лишены безопасной возможности ползать), не имеют письменности и искусство их примитивно. Цивилизация, по его мнению, начинается с ползанья. Ручные навыки - в том числе самые сложные и изощренные - оказывается, связаны с этим младенческим занятием. Может быть, великие художники, скрипачи, хирурги были когда-то неостановимыми ползунами?..

Хотя все эти далеко идущие выводы и не связаны напрямую со спортом, важно отметить, насколько серьезное значение могут иметь самые обычные движения наших детей, которым мы порой умиляемся, над которыми можем посмеиваться или попросту не замечать. Видимо, все происходящее с ребенком в эти годы, существенно.

Итак, что делать, если вам кажется, что ваш уже подросший малыш в свое время "недоползал"? Не заставлять же его забыть о прямохождении и вернуться к передвижению на карачках? Нет, но можно придумать игры, которые подталкивают к движению на четвереньках, занятия, для которых вы поощряете ребенка ползти.

Если у вашего ребенка есть младший брат или сестра, предложите ему учить их ползать: пусть он показывает, как это делается.

Среди упражнений на "любой возраст", пожалуй, главным является хождение на руках по горизонтальной лестнице. Оно имеет колоссальное значение для развития и мануальных навыков, и дыхательной системы, и - как следствие - интеллекта. Доман подробно описывает все этапы подготовки к этому упражнению: висение новорожденного на пальцах родителей, на деревянном штыре, потом на турнике и трапеции в дверном проеме и так далее. Так вот, если ваш ребенок уже в состоянии сам пройти на руках, удерживая собственный вес, вы все равно должны начать с того этапа,когда он проходит лестницу с вашей значительной поддержкой. Таким образом, вам удастся пройти намного большие расстояния и компенсировать упущенное.

Это упражнение должно проводиться много раз в день, ребенок должен хорошо себя чувствовать, держась за деревянную рейку, испытывать удовольствие от передвижения на руках. Помочь ему полюбить это движение - важная задача, требующая кропотливой работы.

Можно сказать, что это является важным общим пожеланием: нужно обеспечить ребенку ОБЛЕГЧЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ. Движение, которое он осваивает, должно проводиться если не в условиях невесомости, то все же как будто он ходит, ползает, лезет или бежит по Луне. Вы постепенно подводите ребенка к тому, что он выполняет движение в полную силу, до этого - множество раз с вашей поддержкой, в облегченном варианте, до закрепления. Катание на велосипеде, например, может существовать в облегченном варианте, когда к велосипеду прикреплена рукоятка, которой вы поддерживаете движение. Такое занятие укрепляет силу ног и исключительно важно для развития координации. Бег вниз под горку, ползанье с горы, ходьба на склоне - это группа облегченных движений, которые должны быть в вашем арсенале. Постарайтесь как можно больше движений совершать, объединив ваши руки в одну - то есть, вы берете руку ребенка и ею рисуете или отбиваете мяч ракеткой и т.д. Это позволяет сделать много повторов, при этом рука (вернее, мозг)запоминает правильное движение.

Еще один путь: учиться движению из более высокого этапа. Примером может быть "шагание" новорожденного. Мы используем существующий шагательный рефлекс, но совершаемые ребенком действия прочерчивают и укрепляют в мозгу необходимые связи, которые помогут в будущем научиться ходить.

Мы понимаем, что любому человеку удобнее вместо общих слов получить готовые рецепты. Часто сталкиваешься с ситуацией, когда родители чувствуют, что они запустили ребенка, готовы им заниматься, но они не знают, с чего начать аварийный работы.

Мы попробуем дать примерную схему усиления каждого из этапов.

1-я стадия. Проблема: ребенок не начинает ползать.

Горка должна быть такой крутизны, что любой ребенок вынужден начать ползать. Придерживайте его спинку, если вам кажется, что склон слишком отвесный. Можно попробовать слезание с крутых подушек на мягкий матрас, когда ребенок вынужден искать выход из неудобной позы.

2-я стадия. Проблема: ребенок не встает на четвереньки.

Укрепите горизонтальные рейки на стенке кроватки на разных уровнях. Многократно укладываете руки ребенка на эти рейки, чтобы он сам начинал подтягивать под живот ноги. Под живот и грудь подложите валик (из сложенного одеяла, например). Сократите ширину кровати, чтобы ребенок мог упираться ногами во что-нибудь, когда он будет пытаться подтянуться на руках.

Силовое обеспечение: массаж рук, сгибание-разгибание ног, висы. Несколько раз в день укладывайте ребенка на живот и приподнимайте его за руки вперед и вверх для того, чтобы тренировались мышцы спины и он пытался сам вставать на колени.

3-я стадия. Проблема: ребенок не встает в кровати. Горизонтальные бары вдоль всей кровати на разной высоте. Много работать над силой рук. Учить браться за горизонтальную рейку, потом отпускать ее и отползать: многократные повторения этого действия. Своей рукой вы снимаете и снова накладываете руку ребенка на рейку. Можно прикрепить крепкий кожаный ремень так, чтобы он спускался со стены в кроватку. Хватаясь за него, ребенок сможет вставать.

Желание вставать должно быть поддержано разнообразными интересными "аттракционами", созданными на стене около кровати: радио, которое он может сам включать, колокольчики, зеркало, гитара, игрушки, погремушки, привязанные детские книжки - все, что вы сможете придумать. Распределите привлекательные предметы вокруг кроватки, чтобы ребенок передвигался по ней.

4-я стадия. Проблема: ребенок встает в кровати, начал ходить вдоль бортиков, но самостоятельно не ходит.

Должна быть обеспечена максимальная возможность ползать по квартире и ходить в кровати. Мы использовали круглую палку, которая лежит на бортиках поперек кровати и свободно двигается: ездит вдоль бортов. Ребенок ходит за этой осью, держась за нее, висит на ней, когда ось уезжает вперед.

С того момента, когда ребенок встал и начал делать первые шаги в кровати, можно использовать ходунок, который активно включает ребенка в жизнь, делая его полноценным членом семьи и стимулируя желание двигаться.

Для того, чтобы помочь сделать первые самостоятельные шаги, хорошо сузить ширину кровати дополнительной деревянной рейкой. Отталкиваясь от нее, ребенок сможет сделать только одно крошечное движение, чтобы достичь противоположного "берега". Постепенно по капле это расстояние нужно увеличивать.

Силовое обеспечение: много висеть на руках.

Очень важно создать безопасность падений в кровати (страх удариться тормозит активность). Обмотайте все основные рейки, углы страховочными подушечками, толстыми мягкими жгутами, чтобы борта выглядели, как деревья на трассе мотокросса. На голову можно надевать мягкий обруч, смягчающий удары лбом.

Не забудьте использовать возможность ходьбы по пляжу, где падать совсем не больно. Хорошо на это время переехать в Бразилию, где очень хороший песок на пляжах.

5-я стадия. Проблема: ребенок начал ходить, но он не бегает. Много ходить по пересеченной местности, по снегу, на песке. На этом этапе нужно ввести ролики, пусть намного большего размера, в которые он будет влезать в ботинках. Можно попробовать надевать эти ролики, когда ребенок в ходунке или внутри стула, к ножкам которого приделаны колесики (сидение снято). Это необходимо, чтобы подстраховать падения. Лучше, чтобы ребенок на роликах не падал очень долгое время.

Дома должна обязательно быть установлена горизонтально (а еще лучше под небольшим углом) лестница, которую ребенок несколько раз в день проходит на руках. Вы поддерживаете его, приучая двигаться, перебирая руками.

Лучше всего перестать пользоваться лифтом и коляской, а часто и автобусом. Постепенно проходить все большие расстояния, бегать вместе с ребенком.

Новости

Карта сайта

Вопросы к читателям


Приглашаем к сотрудничеству спортивные школы!


Ещё на эту тему
Рефлексы новорожденного. Занятия первого месяца.Показатели физического интеллектаКровать-трек. ПолзаньеМассаж и ежедневная гимнастикаВестибулярный аппаратУпражнения начинают менятьсяЧужой рукойШведская стенкаУчим ходить Упражнения для ленивого папы, лежащего на диване
Ползание
Для того, чтобы ребенок пополз, не нужно предпринимать ничего героического. Младенец сам готов превратить хаотические движения рук и ног в движение в одном направлении - дайте ему только справиться с силой земного притяжения! обеспечьте наклонную плоскость, на которой земное притяжение будет, наоборот, помогать. Конечно, идеальным приспособлением является длинная дорожка с бортами, "трек", длиной 3-4 метра, с не очень скользким покрытием. На этой дорожке ребенок может проводить много времени, постепенно проползая ее целиком. Устанавливая ее под небольшим углом, вы добиваетесь плавного ползанья, а не "соскальзывания" вниз. Но в реальных квартирах такие длинные треки некуда ставить, и первые два-три месяца дорожкой для ползанья может служить обычная детская кроватка с жестким матрасом. Можно менять угол наклона дорожки, подкладывая что-нибудь под матрас. Постепенно ребенок начнет ползать и по горизонтальной поверхности, но угол наклона можно менять и в течение дня, ориентируясь на силы и настроение ребенка. Угол наклона должен быть таким, чтобы ребенку хотелось двигаться.

Подробнее

Hosted by uCoz