Вводя такую главу, невольно чувствуешь себя автором пионерского устава,
в котором изложен кодекс юных строителей коммунизма. Но темы развития
смелости и проблемы страхов обязательно нужно коснуться, потому что вы
занимаетесь более сложными вещами, чем другие родители, подвергаете ребенка
большим испытаниям, соответственно, и ошибки, проецирующиеся на дальнейшую
жизнь, могут оказаться серьезнее, чем у других. Силовое решение проблемы
смелости и страхов может оставить в сознании ребенка очень глубокий след.
Общий подход, которым мы руководствуемся: не устраивать ребенку таких
испытаний, которые ему кажутся непреодолимыми. Не нужно долгих выстаиваний
на краю бассейна или горы, когда ребенок не может решиться прыгнуть или
съехать. Если нет мгновенной готовности, значит мы поставили слишком сложную
задачу и необходимо ее расчленить на несколько более простых, сделать
перерыв и снова вернуться к сложному рубежу. Делать это нужно как можно
незаметнее, чтобы у ребенка не возникали никакие комплексы.
"Так что же это за смелость, если ребенок просто умеет съезжать с
крутой горки, прыгать в воду или драться? Делать, не умея, - вот это
настоящая смелость!" Такого подхода мы тщательно избегаем. Пусть наш
спортсмен вырастет и сам испытывает или воспитывает свою отвагу, мы же
пытаемся научить его справляться со всеми сложностями, которые ему
встречаются, вместе разбирая их, а не заставляя ребенка ПРЕОДОЛЕВАТЬ страх.
Например, Федя Ф. боялся кататься на роликах на хоккейной площадке, потому
что считал, что от ветра на площадку может свалиться металлический столб.
Это было вызвано, видимо, сочетанием ветра, бегущих по небу облаков и
случайной картинки, увиденной по телевизору. Мы стали залезать на этот
столб, пытались его уронить, смотреть, раскачивается ли столб от сильного
ветра, заметили, что на столб садится ворона (а ведь ворона никогда не сядет
на столб, который может упасть...)
Если ребенок не решается скатиться с горки, пусть с самой маленькой,
значит, нужно спуститься еще ниже или съезжать с ним вместе, держа за руку
столько раз, сколько он просит. "Так он же всегда будет съезжать за руку!"
Конечно, нет. Как только появится запас прочности, он отпустит вашу руку,
она ему не нужна - ездить с рукой скучнее.
РЕЗУЛЬТАТЫ НАМНОГО ВЫШЕ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ИСПЫТЫВАЕТ ОЩУЩЕНИЕ ПОЛНОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ.
Мой сын уже четвертый год занимается хоккеем в группе. Но у нас под окном
замерзает пруд, и всю зиму мальчишка ходит в секцию , а потом еще играет с
большими парнями во дворе. И непонятно, что из двух этих занятий дает ему
больше. Я думаю, что сочетание. По телевизору выступал Фетисов и еще кто-то
из нхаэловцев и говорил, что все они пришли из дворового хоккея. А сейчас
дворового хоккея нет, и ребята в нашей школе какие-то слишком стертые
что-ли, нет оригинальных игроков. А все дело в том, что они все время под
надзором тренера, все время каждый шаг под контролем. А на пруду он и со
взрослыми поиграет, и с ровестниками, и успевает попробовать на больших, но
не очень умелых ребятах всё, чему он научился в группе. И подерется и
побалуется - ему никто слова не скажет. Да еще сам ездит с лопатой и
убирает снег- вот это школа как раньше. А потом он возвращается в группу и
там себя чувствует как в санатории- ветра нет, не холодно, убираться тебя
там не заставят, не забывай только ходить по струночке.
Только вот уличного задора там нет, а без задора великого мастера создать
невозможно.
Сергей Гончаров, 34 года.