В течение 5 лет я занималась обучением детей плаванию и из этого
делаю следующие выводы:
не надо самим пытаться научить ребенка плавать до 4-6 лет если вы точно не
знаете как это надо делать. В таком возрасте ребенку достаточно обычного
контакта с водой с использованием поддерживающих средств (надувные и
пенопластовые игрушки, поддерживающие нарукавники, жилеты и воротники). В
данном возрасте не надо стремиться обучить ребенка кролю на спине или кролю
на груди, не надо учить согласованию дыхания с движениями рук или ног и т.д.
Абсолютно одинаковый эффект будет и от обычного купания и если бы ваш
ребенок мог плавать на спине или как то еще. Главное - контакт с водой и
положительные эмоции. Можно в воде играть в различные ингры, бегать по дну,
подпрыгивать на месте и совсем не уметь плавать, но при этом получать
большую пользу и удовольствие. А можно учить маленького ребенка плавать по
"всем правилам", вот только он вряд ли будет этому рад.
В своей практике я очень часто сталкивалась с боязнью воды у детей 5-7 лет
(1 ребенок из 15-20), что было связано с попытками родителей самостоятельно
научить их плавать. Таких детей очень трудно потом научить плавать и помочь
им полюбить воду даже опытному тренеру. Поэтому призываю родителей не
рисковать чувствами своих детей!
До 2-3 лет детям достаточно купания с надувными игрушками под присмотром
родителей и с их активным участием в игровом процессе.
В 3-5 лет можно научить ребенка лежать на воде (на спине) и познакомить
ребенка с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению
наших рук и ног, что на вдохе человек плавает а на выдохе опускается под
воду, что при горизонтальном положении тела человек хороше держится на воде
а в вертикальном плохо и т. д.) Если ребенок проявляет активный интерес и
способности к обучению плаванию можно попробовать и в этот период научить
его самым простым элементам плавания, но лучше под руководством
тренера-преподавателя. Главный аспект в этом возрастном периоде - НЕЛЬЗЯ
давать детям плавать в резиновых надувных кругах, как это делали раньше. В
круге ребенок находится в вертикальном положении - голова наверх, руки
держатся за круг, а ноги направлены вниз. Потом очень сложно научить ребенка
лежать на воде, остается доминанта к вертикальному положению, а принять
лежачее положение в круге очень тяжело. Надо использовать такие
поддерживающие средства, которые позволяют ребенку свободно лежать на воде и
увеличивают его плавучесть (надувные воротники, нарукавники и пояса).
6-7 лет самый благоприятный возраст для обучения детей плаванию. Они уже в
состоянии понимать, что от них хочет преподаватель. Дети этого возраста
способны 15-20 минут внимательно слушать и правильно выполнять указания
преподавателя. Без этого невозможно добиться нужного результата. В плавании
есть такое понятие как "чувство воды" - оно обеспечивается барорецепторами
кожи и проприорецепторами мышц и в возрасте 6-7 лет ребенок уже может
адекватно реагировать на сигналы, посылаемые этими рецепторами в ЦНС. До
этого возраста ребенок чувствует давление воды на тело, ее движение и
сопротивление, но не может сопоставить эти ощущения с тем что надо делать
для улучшения своей плавучести. Исходя из этого, я советую начинать обучение
плаванию, в полном смысле этого слова, в 6-7 лет и лучше под руководством
тренера по плаванию.
А для тех, кто хочет отдать своих детей в СПОРТИВНОЕ плавание мой совет, как
ребенка, который через все это прошел - не надо. Как и любой
профессиональный спорт, плавание в чрезмерных дозах (4-8 часов в день на
уровне сборной России) отрицательно сказывается на здоровье детей и
подростков. Для здоровья можно плавать и каждый день, но по одному разу и
без непосильных нагрузок.
Для примера - мои последствия от спортивного плавания:
- хронический ринит (из-за хлорки в воде)
- гипертрофия правого желудочка сердца (от больших нагрузок на него в
детском возрасте)
- аритмия в состоянии покоя (приспособление организма к нагрузкам, без них
сердце уже не может нормально работать)
- смещение позвонков ( в возрасте после 8 лет мы занимались со штангой от 10
кг и выше, практиковались приседания с партнером на плечах, а в данном
возрасте позвоночный столб еще очень слабый и нельзя давать на него такие
нагрузки, но наших тренеров это не волновало - главное результат!)
- и т.д.
И это далеко не все отклонения здоровья, которые можно приобрести от
плавания на уровне выше I разряда. Поэтому подумайте, стоит ли ваших детей
отдавать именно в спортивное плавание.
А обычное плавание, без погони за результотом, бесcпорно, очень полезно и
приятно.
Если у вас есть какие-то вопросы о процессе обучения плаванию - задавайте. С
удовольствием отвечу.
Тамара Анохина, мастер спорта по плаванию