6. Плавание. Игра и техника обучения плаванию детей от 4 лет и старше.

  Главная
  Страница редактора
  Общие принципы
  раннего развития
  Первый год
  Устройство детской
  комнаты
  Развитие ума
  Развитие силы и
  выносливости
  Развитие гибкости,
  гимнастика, акробатика
  Вестибулярный аппарат
  Здоровье
  Психология
  Мяч
  Бег
  Циклические виды
  спорта
  Игровые виды спорта
  Спортивные
  единоборства
  Плавание
  Шахматы
  Склон
  Спорт и музыка
  Другие виды спорта
  Тренировка
  Таблицы достижений
  и рекордов
  Спортивные школы
  Лечимся спортом
  sport for disabled kids
  История старта
  спортивных звезд
  Спортинвентарь для
  дошкольников
  Подвижные игры для
  дошкольников
  Библиография и
  книжный магазин
  Словарь
  Гостевые и форум
  Письма читателей
  Разное
  Организационные
  вопросы
  Ссылки
  Реклама
Rambler's Top100 TopList

Адрес для связи: kidsport@narod.ru

Игра выгодно отличается от других средств обучения тем, что одно движение, под час представляющее определенную трудность, может легко разучиваться в самых различных игровых ситуациях. Весь урок может проходить в игровой форме.

В основе суждений младших школьников о признаках и свойствах предметов и явлений лежат чаще всего наглядные изображения и описания. Поэтому показ упражнений и образное сравнение имеют большое значение в проведении игр.

С точки зрения теории физического воспитания процесс обучения какому-либо действию, которое вводится до сформированного в определенной степени навыка, делится на три последовательных этапа:
1. Этап начального обучения плаванию - стадия, на которой формируются основы, или предпосылки умения.
2. Этап углубленного обучения плаванию - стадия, на которой образуется собственно умение в его целостных контурах и деталях.
3. Этап результирующей отработки действия, который имеет своим результатом сформированный до необходимой степени навык.
И поэтому в каждом разделе обучения (упражнения на дыхание, упражнения позволяющие освоить скольжение и т.д.) мы будем различать три фазы:
а. игры для начального обучения
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность и другие нежелательные реакции при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью - формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза. Давление воды и температурное воздействие вызывают скованность движений, появляется затрудненность дыхания. Также у детей может быть страх перед глубиной.
В процессе обучения (особенно в самом начальном периоде) нужно сделать акцент на такие упражнения, которые могут предупредить появление нежелательных ощущений у новичков и устранить повышенную чувствительность к водной среде.
Существуют следующие советы для обучения плаванию:
1. Все начальные упражнения в погружениях, всплытиях, лежании на воде и особенно скольженьях следует выполнять на глубоком вдохе и задержке дыхания для обеспечения наилучших условий плавучести тела. Выдохи в воду применять только после овладения скольжением.
2. От каждого новичка сразу же потребовать открывать глаза и не вытирать лицо, когда оно находится под водой.
3. При повторно выполняемых погружениях, предлагая ученикам открывать глаза в воде и рассматривать предметы на дне, особое внимание следует обращать внимание на тех, кто обладает повышенной чувствительностью к водной среде.
4. Первые попытки лежания на воде на груди лучше делать с опорой вытянутыми руками на бортик (или другой устойчивый предмет).
5. При выполнении скольжений на груди, если руки будут в положении "стрелочка" (одна рука над другой) может нарушиться равновесие тела по его продольной оси. Чтобы сохранить равновесие, не потерять ориентировку в воде, лучше держать руки вытянутыми на ширине плеч и даже немножко расставить ноги.
6. При обучении скольжению на спине ухудшается ориентировка на воде, т.к. лицо обращено вверх. Поэтому в начале обучения желательна помощь по поддержке тела ребенка в горизонтальной плоскости.
7. При изучении прыжков в воду с бортика ногами вниз вначале выполняется вход в воду сгруппировавшись (подтянуть колени к животу), при таком положении тела погружение будет неглубоким.
Вся эта подготовка должна познакомить новичков с условиями плавучести и равновесия своего тела, помочь им ориентироваться в воде, предупредить возможные причины возникновения чувства страха.

Большинство игр написаны с учетом участия в них не одного ребенка, а нескольких. Их также можно проводить и в индивидуальной форме, немного изменив содержание. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят говорится, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обижая других. Например: "У Васи были самые большие брызги - молодец!
                     А у Тани лопасти винта (руки) работали быстрее всех!
                     А Саша, наверно был подводной лодкой, он плыл тихо-тихо, чтобы его не заметили!"
и т.д. Желательно похвалить каждого ребенка. Если вы занимаетесь с одним ребенком, сравнивайте его достижения с аналогичными на прошлых уроках: "Сегодня ты плыл намного лучше, чем вчера, я даже не успевал следить за тобой глазами. Ну настоящая торпеда!". Применяйте количественные сравнения - много, мало, больше, меньше, сильнее, слабее и т.д.

Таким образом, процесс обучения сводится к последовательному выполнению игровых упражнений от пункта 1а до пункта 7в. Если ребенок уже умеет выполнять в воде какие-либо упражнения, например, лежать на воде или скользить, мы все равно рекомендуем выполнять упражнения из этой группы, но начинать не с начального обучения (все пункты "а") а игр для повторения старого материала (все пункты "в").
1. Игры по ознакомлению со свойствами воды.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала 
2. Игры, обучающие погружению и всплытию.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала 
3. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала 
4. Игры, способствующие выработке навыка скольжения.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала 
5. Игры, обучающие дыханию.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала 
6. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала 
основы техники плавания кролем на груди
основы техники плавания кролем на спине
7. Игры по овладению простейшими прыжками.
а. начальное разучивание
б. игры для закрепления пройденного материала
в. игры для повторения старого материала 

Распределении времени между разделами обучения плаванию:


1. Упражнения по ознакомлению со свойствами воды - 10,2%
2. Упражнения обучающие погружению и всплытию - 3,3%
3. Упражнения для выработки навыка лежания - 9,5%
4. Упражнения для выработки навыка скольжения - 25,7%
5. Упражнения обучающие дыханию  - 13,6%
6. Упражнения вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения - 31,4%
7. Упражнения на овладение простейшими прыжками - 6,3%

 

В среднем вся программа рассчитана на 24 занятия по 30-45минут. К этому времени ребенок должен научиться лежать на спине и на груди, скользить по воде после толчка от борта бассейна без работы ног, проплывать 25м при помощи работы ног кролем на спине или кролем на груди, находится некоторое время под водой без дыхания, прыгать с бортика бассейна. Такие способы плавания, как брасс и баттерфляй являются сложными для детей в возрасте до 7 лет и в данной методике не рассматриваются.

Предполагаемое распределение игр на 24 занятия:


(в графах таблицы, в зависимости от части урока, указано игры из какого раздела следует проводить на данном занятии. Например: первое занятие следует начинать с игр из пункта 1а - "игры по ознакомлению со свойствами воды, начальное разучивание" и т.д. Из соответствующего раздела выберите любую игру и проводите ее со своим ребенком. Вы можете использовать сразу несколько игр из нужного раздела или взять одну, но соответствующую способностям ребенка. Если ребенок не может выполнить предложенное упражнение - выберите более легкое и наоборот)

занятие подготовительная часть урока (5мин) основная часть урока
(20-30 мин)
заключительная часть урока (5-10 мин)
1 1а, 2а
2 1б, 2а, 2б
3 1в, 2а 2а, 2б
4 1в, 2б 2б, 2в
5 2в, 3а 3а, 1в
6 3б, 2в
7 3б, 2в 3в, 4а
8 2в, 3б
9 4б, 2в
10 4б, 3в 4в, 3в
11 5а, 4б
12 3в, 5б
13 3в, 4в
14 6а, 2в
15 6а, 3в
16
17
18 6б, 4в
19 6б, 3в
20 2в, 3в
21
22 6в, 7б
23 6в, 7в
24 5в, 4в, 3в


Если у вас нет возможности или желания учить ребенка плавать в течение 24 занятий - выбирайте любые игры из любых разделов и просто играйте!

Для иллюстрации методики использованы рисунки Н.П.Лобанева из книги Осокиной Т.И. "Обучение плаванию в детском саду" - Москва: Просвещение, 1991г. -159с.

Новости

Карта сайта

Вопросы к читателям


Приглашаем к сотрудничеству спортивные школы!


Ещё на эту тему
 1. Совместимость плавания с другими видами спорта 2. Тренер о раннем плавании 3. Обзор методик обучения малышей плаванию 4. Развитие силы и выносливости. Дыхание. 5. Плавание для грудничков. Советы родителей. 6. Игра и обучение плаванию  7. Игры по ознакомлению со свойствами воды. 8. Игры, обучающие погружению и всплытию. 9. Игры, способствующие выработке навыка лежания на воде.  10. Игры, способствующие выработке навыка скольжения.  11. Игры, обучающие дыханию.  12. Игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения. 13. Основы техники плавания кролем на груди  14. Основы техники плавания кролем на спине  15. Игры по овладению простейшими прыжками.  16. Психологические, физиологические и социальные особенности развития ребенка 4-7 лет.
О плавании

Искусство плавания было известно людям с незапамятных времен. Наши предки, добывая пищу охотой и рыболовством, должны были уметь преодолевать водные преграды. Преследуя добычу или спасаясь от зверей, человеку приходилось бросаться в воду. Тот, кто не мог плыть, погибал. Умение передвигаться в воде передавалось из поколения в поколение.
Плавание такой же доступный для людей навык, как бег, ходьба, прыжки. Бескрайние просторы рек, озер, морей и искусственных водоемов в нашей стране создают неограниченные возможности для развития плавания. Плавание - вид спорта, которым можно заниматься с раннего детства до глубокой старости. Оно укрепляет организм, способствует его гармоничному развитию. Известно, что вода (температура которой всегда ниже температуры тела человека), её механическое воздействие, своеобразные условия дыхания и особенности движений в горизонтальной плоскости при плавании, оказывают положительное влияние на организм человека. Нагрузка с позвоночника и суставов переходит на мышцы спины, поэтому регулярные занятия плаванием устраняют сутулость и искривление позвоночника. Активизируется биохимические процессы, связанные с выделением тепла, укрепляется миокард сердца. Мягко обтекая тело, вода, массируя нервные окончания, успокаивает центральную нервную систему, снимает явление монотонии.
Плавание, купание, игры в воде способствуют оздоровлению детей. Поэтому, чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее окажется положительное воздействие плавания на развитие детского организма. Если детей с ранних лет научить владеть собой в водной среде; уметь свободно держаться на поверхности воды, проплывая небольшие расстояния, то многие тысячи детских жизней будут ограждены от возможного несчастья.
Игры в воде являются наиболее эффективным средством начального обучения плаванию. Они формируют у детей самые первые, необходимые для плавания движения, дают начало развитию физических качеств. С помощью игр у детей воспитываются воля, характер, чувство товарищества, коллективизма. Важнейшее значение этих игр состоит в том, что они одновременно развивают и моторную и психическую сферы деятельности ребенка.

Влияние игры на процесс обучения

Игра является основным видом деятельности дошкольника и занимает большое место в жизни детей младшего и среднего школьного возраста. Она оказывает многогранное влияние на психическое развитие детей, является одним из действенных средств разностороннего физического воспитания. В игре дети овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, упражняются и развиваются жизненно важные качества и способности, накапливается опыт применения своих возможностей. Игровой метод обеспечивает необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, позволяет увеличивать число повторений одних и тех же упражнений, использовать разнообразные исходные положения. Применение игр в начальном обучении плаванию помогает обеспечить эмоциональность занятий. Игра на воде помогает быстрее освоиться с водой, избавиться от страха, изучить плавательные движения.
Разнообразные по своему двигательному содержанию игры содействуют совершенствованию навыков основных движений, развитию двигательных качеств.
Нужно учитывать, что дети в этом возрасте, увлекшись двигательной деятельностью, плохо контролируют свои силы, возможности и поэтому могут играть и бегать до полного изнеможения. Поэтому педагог должен чередовать интенсивные, эмоциональные упражнения и игры с более спокойными и менее утомительными занятиями.
Температурные, осязательные, мышечные ощущения, чувство давления, упражнения разнообразных мышц, первые представления об удельном весе тел - весь этот большой и разнообразный опыт при умелом руководстве может быть получен детьми в игровом процессе.

Реклама
Последние записи
Hosted by uCoz